Столкновение / Crash (2004)
Цвет кожи, язык, национальные традиции - разве они должны определять место человека в этом мире? Сотни лет просвещения, величайшие произведения культуры, тысячи исследований убедительно доказывают обратное... но почему же мы до сих пор часто не можем понять друг друга? Почему мы, дети человечества, часто смотрим друг на друга через кривое зеркало национализма? Именно этому вопросу посвящен фильм "Столкновение". Итак, США, Лос-Анджелес. Десяток самых разных людей начинают свой день на улицах огромного города, напоминающего подножие вавилонской башни, сразу после смешения языков. За 36 часов их судьбы тесно переплетутся между собой, герои и подонки поменяются местами, а их отношения будут складываться в самые невероятные комбинации. Увы, слишком невероятные, что и является, на мой взгляд, одним из самых серьезных недостатков этого фильма...
Давным-давно, помнится, читал я одну очень интересную книгу известного советского ученого Китайгородского под названием "Невероятно, не факт". В популярной игровой форме она знакомила читателей с основами теории вероятности, и в одной из ее глав как раз таки разбиралась проблема соотношения маловероятных событий в художественных произведениях. Например, произведение Джека Лондона "Сердца трех" можно назвать оторванным от реальности из-за практически невероятного совпадения нескольких маловероятных событий (два брата и сестра, не знавшие друг друга, случайно встречаются в одном место и в одно время). Напротив, строгий анализ вероятности событий "Войны и мира" (Андрей Болконский оказался в одной палате с Курагиным, Николай Ростов проиграл в штосс 40 тыс. и т.д.) показывает, что помещая их в роман Лев Толстой интуитивно опирался на правильный расчет вероятности.
К сожалению, этой интуиции или же строгого научного знания не хватило создателям "Столкновения". Вроде бы все на месте: прекрасно закручен конфликт, правильно расставлены акценты, некоторые сцены глубоко трогают своим эмоциональным накалом. Но потом начинаются чудеса в решете: пистолеты не стреляют, происходят самые невероятные совпадения и зрителя "отпускает" реальность происходящего, столь заботливо созданная авторами. Разрушается богом из машины, которого так любят использовать в стандартных коммерческих голливудских блокбастерах. Неумение работать с сюжетом более тонко, передать переживания героев, выразить мысль приводят к использованию ярких, красивых, но совершенно нежизненных фокусов и трюков.
Впрочем, ближе к концу лодка фильма слегка выправляется и выплескивает из себя часть приторной водички, налитой авторами. Это дает надежду, что многим зрителям "Столкновение" все же понравится и, быть может, поможет им в чем-то изменить свой взгляды (если, они, разумеется, нуждаются в изменении). Честно говоря, авторитету престижных кинонаград постепенно перестаешь доверять, особенно когда выясняется, что такой фильм, как "Фонтан", был ими обойден, но на всякий случай упомяну, что "Столкновение" получило 3 Оскара, не считая 40 побед на других конкурсах. А в рейтинге топ-250 imdb этот фильм занимает 154-ое место.
|