Убийство Троцкого / The Assassination of Trotsky (1972)
Удивительно, но драматическая судьба Льва Троцкого, выдающегося революционера, соратника Ленина и организатора Великого Октября, практически не нашла отражения в кинематографе. «Убийство Троцкого» (в русском переводе «Ледоруб») Джозефа Лоузи едва ли не единственная художественная картина, целиком посвященная легендарному трибуну русской революции. Действие фильма разворачивается в мексиканском Койоакане, последнем убежище основателя Красной Армии. В размеренном, неторопливом ритме режиссер знакомит нас с бытом Троцкого: вот он надиктовывает очередную статью, кормит кроликов и обедает в кругу друзей и соратников, рядом преданная жена Наташа и любимый внук Сева, только что вывезенный из Франции. Если бы не вооруженная охрана, укрепленные стены и мрачные шутки о смерти, они вполне бы сошли за семью пожилого университетского преподавателя.
Пересказывать сюжет особого смысла не имеет. Режиссер практически полностью реконструировал события семидесятилетней давности: за неудавшимся налётом художника-сталиниста Сикейроса, следует покушение Рамона Меркадера, агента НКВД, поставившего точку в жизни наркомвоенмора. Роль убийцы блестяще исполнил Ален Делон. Другое дело, насколько экранный образ Меркадера соответствовал реальности. По замыслу режиссера, Меркадер - эдакий латиноамериканский Раскольников: нервный, рефлексирующий, терзаемый душевными переживаниями персонаж. «Я думаю, что убийца обожал Троцкого, и одновременно страшно его боялся. Троцкий же догадывался, что тот его убьет. Он без труда мог помешать ему, но этого не сделал», - поясняет в интервью Лоузи. По свидетельству же историков, Меркадер был несколько проще и грубее персонажа Делона. Очень удачно отображены в фильме отношения Льва Давыдовича и Натальи Седовой. С таким Троцким, проявляющим нежность и теплоту к близкому человеку, многие наверняка не были знакомы.
Честно говоря, фильм оставил меня в недоумении. Что хотел сказать режиссер, не совсем ясно. Создается ощущение, что режиссер не до конца определился в своем отношении к описываемым событиям. Отсюда противоречивые трактовки меркадеровского поступка: он выглядит то Геростратом, мечтающим таким страшным способом вписать своё имя в историю, то обыкновенным сталинским палачом, а то и вовсе жертвой сложившихся обстоятельств. На мой взгляд, убийство Троцкого таит, уж простите за кощунство, блестящий кинематографический потенциал, который Джозеф Лоузи, к сожалению, реализовать не сумел. Фильму не достает глубины и психологизма. За исключением роли Алена Делона, остальные персонажи прописаны несколько схематично и выглядят плоскими и ходульными. За вычетом этих недостатков, фильм весьма неплох и рекомендован к просмотру.
|